АЛЬТЕРНАТИВА

Поправки в закон существенно усложнят жизнь коллекторам

Закон «О взыскании» в новой редакции эффективнее защищает должников от коллекторского беспредела

23 августа 2022
дата
2 минуты
время чтения
Канунников Антон
автор
По данным РБК 9 августа на заседании правительственной комиссии были одобрены поправки в закон «О взыскании» (230-ФЗ):

1. Действующий с 2017 года закон касается организаций, для которых сбор долгов - основной вид деятельности, т.е. коллекторов. Этой лазейкой умело пользовались банки и МФО, которые часто уходили от ответственности, мотивируя тем, что требования закона на них не распространяются. Теперь этот недочет предлагается убрать, распространив требования на банки и МФО. Эти организации с 1 марта 2023 г. попадут под надзор Службы судебных приставов.

2. Коллекторские компании, банки и МФО с 1 января 2024 года при обзвоне должников будут обязаны предупреждать граждан о том, кто ведёт с ними разговор - робот или живой сотрудник. Сами кредиторы небезосновательно опасаются, что данное требование существенно снизит эффективность их работы. Люди предпочитают общаться с людьми, а не с роботами.

3. Клиент сможет отказаться от взаимодействия с коллектором, направив письмо на электронную почту организации. Эта новелла существенно упростит жизнь должникам и их юристам! Потому что сейчас это можно сделать только заказным письмом с уведомлением, через нотариуса или вручив оригинал под расписку.

4. Согласие от должника и третьих лиц на контакты при сборе задолженности можно будет получить дистанционно через Госуслуги

5. Взыскатели могут направлять уведомления должнику через Госуслуги, на не более 2 сообщений в месяц.

6. Кредиторам разрешили говорить клиентам о последствиях невозврата долга, которые предусмотрены гражданским законодательством. Но вводить их в заблуждение о передаче дела в суд по-прежнему запрещено. Сейчас это любимый способ воздействия коллекторов. В стране тотальная правовая и финансовая безграмотность. Поэтому такой метод, к сожалению, работает.

7. Кредиторы будут обязаны прервать все непосредственные контакты с должником, если ему одобрены кредитные каникулы.

8. В случае продажи долга коллектору или привлечения его к взысканию по агентской схеме сообщать об этом клиентам в течение 5 рабочих дней! Сейчас этот срок составляет 30 дней и на практике чаще всего заемщика никто ни о чем не уведомляет.

9. Ограничения на частоту (не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 в месяц) и время (в рабочие дни после 22:00 и до 8:00 и в выходные с 20:00 до 9:00) распространяются на сообщения в соцсетях и мессенджерах. В текущей версии закона эти ограничения касались только смс.

10. ФССП получит право устанавливать для коллекторов, банков и МФО ограничения на отдельные виды взаимодействия с должниками сроком до 60 дней.

После 5 лет действия Закона «О взыскании» необходима его тонкая настройка, позволяющая усовершенствовать уже работающий инструмент. Поэтому я позитивно оцениваю изменения, предложенные Минюстом.

К сожалению, я не увидел в проекте закона мер по борьбе с недобросовестной практикой, когда сначала коллектор взаимодействует с должником со своего рабочего номера телефона, четко следуя нормам закона - вежливо и корректно. Т.к. ведётся запись разговора. А затем он же или кто-то из его коллег перезванивает заемщику с «левого номера» телефона и общается в худших традициях коллекторской деятельности: хамство, грубость, угрозы. Сейчас это одна из самых распространенных практик незаконного взыскания долгов.

И последнее, Закон «О взыскании» в новой редакции эффективнее защищает должников от коллекторского беспредела. А поэтому банковское сообщество предпримет все свои лоббистские возможности по недопущению принятия поправок в текущей редакции. Как это было, например, с внесудебным банкротством граждан. Когда прекрасный законопроект после прохождения двух чтений в Госдуме претерпел кардинальные изменения и превратился на выходе в неработающий инструмент. Поэтому я очень рассчитываю, что у авторов поправок хватит мужества и терпения отстоять поправки в текущей редакции.
Поделиться в социальных сетях
Смотрите также
Задайте вопрос или запишитесь
на консультацию
В бесплатную консультацию входит:
1. Разбор вашей ситуации, рекомендации по дальнейшим действиям
2. Список необходимых документов, для быстрого решения проблемы

Консультация ни к чему вас НЕ обязывает
Заполните форму и нажмите на кнопку. Мы свяжемся с вами!