В ФПК Альтернатива города Новосибирска обратился Клиент – физическое лицо. Он пояснил: в 2015 году одна Компания заключила договор с неким Банком об открытии кредитной линии. В обеспечение обязательств со стороны Компании между Банком и нашим Клиентом-физлицом подписан договор залога. Предметом стал автомобиль марки Лексус GX 470, принадлежащий как раз нашему Клиенту. Запись о залоге внесена в реестр залогов через нотариальную контору.
Компания исполняла обязательства добросовестно до 2016 года. Однако в этом же году Банк подал иск в районный суд Новосибирска к Компании и залогодателю о взыскании задолженности с помощью имущества – автомобиля Лексус. Судебное дело слушалось до июня 2017 года. В итоге судья оставил иск без рассмотрения.
Дальше происходит следующее:
- В 2016 году Компания признается банкротом, открывается конкурсное производство (Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.06.2016 по делу А45-7116/2016).
- В 2017 году Банк объявляется банкротом и также открывается конкурсное производство (Определение Арбитражного суда Московской области по делу А40-79815/2017).
На момент указанных выше событий Банк не успел взыскать долги с Компании и нашего Клиента-залогодателя.
В августе 2016 году в Арбитражный суд обратился Банк с заявлением о включении требования в размере 2,4 млн рублей в реестр кредиторов ликвидируемой Компании. Уже в ходе рассмотрения дела кредитор просил суд уточнить требования и включить в реестр требований долг в размере 1,5 млн рублей.
В октябре 2016 году суд удовлетворил ходатайство. При этом он указал: долг не является залоговым требованием. В апреле 2018 года конкурсное производство в отношении Компании завершилось, юрлицо получило статус банкрота.
Таким образом, Банк, имея залоговые обязательства, был включен в реестр требований кредиторов к компании как не залоговый кредитор. Поэтому, согласно законодательству РФ, в том числе Постановлению Пленума ВС от 23.07.2009 N 58,он лишился права на залог. Этот нюанс Банк не предусмотрел.
Получается обязательства перед Банком аннулировались после завершения процесса банкротства компании (в апреле 2018 года). Залог больше ничего не обеспечивал.
В 2021 году наш Клиент решил продать машину. Но, к его удивлению, она до сих пор числилась в залоге у Банка. Дело о банкротстве Банка находилось на этапе реализации имущества. Владелец авто написал претензию конкурсному управляющему, однако получил отказ с рекомендацией обращаться в суд.